«Хочу в Арктику!»
В «Орлёнке» впервые проходит тематическая смена туристско-краеведческой направленности «Хочу в Арктику!».
В ВДЦ «Орлёнок» на берегу Чёрного моря для будущих покорителей льдов и хранителей северного наследия открыла свои двери первая в истории Центра тематическая смена «Хочу в Арктику!».
Более полусотни подростков со всех уголков России — от Майкопа до Северодвинска — стали участниками захватывающего образовательного путешествия, приуроченного к 500-летию начала освоения Россией Северного морского пути. Их «транспортом» в мир вечной мерзлоты, героических экспедиций и самобытной культуры стал виртуальный ледокол, а топливом — неуёмное любопытство и мечты о великом.
Волны Чёрного моря мягко плещутся о берег, но мысли юных орлят устремлены гораздо дальше — на север, в царство льдов, полярных сияний и бескрайних просторов Арктики. Этот инновационный проект — плод сотрудничества «Орлёнка» и Автономной некоммерческой организации АНО «Центр «Арктические инициативы». Он вписан в рамки масштабного культурно-просветительского проекта «Великий Северный поход. Арктика как искусство» и приурочен к знаковому юбилею — 500-летию начала освоения Россией Северного морского пути.
Смена объединила подростков 11-13 лет — именно в этом возрасте формируются серьёзные интересы и увлечения, которые способны отразиться на будущем каждого из ребят. Их сердца уже затронула магия Севера: они увлечены историей географических открытий, биологией уникальных арктических экосистем и этнографией коренных народов.
С приветственным словом на старте смены к юным исследователям обратился генеральный директор АНО «Центр «Арктические инициативы» Рустам Романенков. Поздравив орлят с началом уникальной программы и юбилеем самого Центра, он подчеркнул смысл их любопытства: «Интерес к Арктике — это гораздо больше, чем просто увлечение. Это значимый шаг в будущее, где каждый из вас может внести свой вклад в развитие, сохранение и процветание этого удивительного края».
Программа смены — это продуманный маршрут сквозь время и пространство российской Арктики. Участники отправляются в плавание по ключевым вехам истории: от первых отважных поморов до создания легендарного Северного морского пути, от экспедиций Семёна Дежнёва и Витуса Беринга до современных атомных ледоколов. Но смена не застревает в прошлом. Ребята знакомятся с сегодняшним днём северных регионов — их экономикой, экологическими вызовами, жизнью людей в экстремальных условиях. Особое место занимает погружение в культуру: уникальное искусство и ремёсла коренных народов Севера становятся не просто объектом изучения, а частью практического опыта.
Что же привело этих мальчишек и девчонок на борт «арктического» ледокола?
«Я хочу узнать об Арктике, её истории и народах. Программа в будущем при моём желании может помочь мне стать полярником, потому что я буду уже много всего знать об Арктике», — говорит Валерия Торохова из Майкопа.
Мотивация у каждого своя, но объединяет их искренний интерес.
«Я выбрала эту программу потому, что давно интересовалась Арктикой. И когда узнала, что можно попасть в такой прекрасный лагерь, я решила поучаствовать в конкурсе — записала видеовизитку и попала на эту смену», — поделилась Александра Гурьяшкина из Владимира.
Обучение строится не на сухих лекциях, а на игре, творчестве и симуляции реальных ситуаций. Эти практические занятия позволяют ребятам погрузиться в традиционный уклад жизни народов Севера.
«Все занятия проходят в игровой форме: состоялись мастер-классы по изготовлению чума — дома жителей Севера — и коча — корабля поморов, а ещё у нас была игра „Бункер“, переделанная под тематику Арктики. Каждому человеку выдавалась определённая профессия, очки здоровья, хобби и багаж. Суть игры — остаться на корабле и оставить самых полезных людей, которые отправятся в северную экспедицию. Эта игра — не просто развлечение, а урок командной работы, оценки ресурсов и принятия решений в экстремальных условиях», — рассказала Анастасия Коновалова из Екатеринбурга.
Иван Дорофеев из Северодвинска, города с богатой морской историей, тоже поделился своими впечатлениями: «Мы говорили про Архангельск и первые ледоколы, обсуждали экспедицию Дежнёва, и после этого играли в экспедицию, в которой надо было выбрать людей на морскую и сухопутную экспедицию».
По итогам смены участники приобретут целостное, глубокое понимание Арктики как неотъемлемой части российской истории, культуры и геополитики. Они познакомятся с драматической историей освоения Севморпути, узнают о современных достижениях регионов Арктической зоны России, запомнят имена героев-первопроходцев прошлого и отважных исследователей-современников. Уже сейчас ребята начинают осознавать глобальное значение Арктики.
«Как мне кажется, Арктика важна своим Северным морским путём, потому что это самый короткий путь из Европы в Азию. Мне больше всего запомнилась экспедиция Семёна Дежнёва и Витуса Беринга», — рассуждает юный участник программы Иван Дорофеев.
Опыт участия в программе станет мощным стимулом для дальнейшего развития интереса подростков к этому стратегически важному региону, и возможно, определит их будущий профессиональный путь.
Смена «Хочу в Арктику!» является частью утверждённой Министерством просвещения РФ программы комплектования обучающимися по дополнительным общеразвивающим программам на 2025 год, подчеркивая государственную важность ранней профориентации и патриотического воспитания молодёжи на примере освоения российских территорий.